Введение
История Оренбуржья богата событиями и насчитывает почти триста
лет. Оренбургская область неотъемлемая часть России. История Оренбургской области
- часть истории нашей великой страны. Оренбургский край - это, прежде всего
населяющие его люди. Исторически Россия складывалась как многонациональное
государство, где бок о бок жили народы различавшиеся языками, традициями и
верованиями. Не всегда согласие давалось легко и чтобы не повторять ошибок в
будущем нужно хорошо знать своё прошлое.
Многие Оренбуржцы внесли заметный вклад в историю нашей
Родины. Современные Оренбуржцы знают и гордятся своими земляками помня их подвиги.
Оренбургский край воспет в книгах многих писателей и поэтов.
Да и сама Оренбургская земля дала не мало талантливых литераторов.
Города эпохи бронзы
Охотники за мамонтами. Самые ранние следы обитания человека в
нашем крае относятся к ледниковой эпохе, древнекаменному веку. Это было 30–15 тысяч
лет назад. Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны
от ледника. В степях обитали огромные мамонты, сибирские шерстистые носороги,
первобытные быки, дикие лошади, северные олени, медведи, волки и другие
животные. Их кости часто находят в обрывистых берегах рек, особенно после
весенних разливов, при различных земляных работах.
Первые люди пришли в наш край из более южных широт, вероятно,
из пределов Южного Казахстана и Средней Азии, постоянно продвигаясь к северу в
поисках новых охотничьих угодий. Это были люди современного физического типа.
Они жили матриархальными общинами, в которых главой рода считалась женщина. Их
главным хозяйственным занятием являлась охота на мамонтов, носорогов, северных
оленей и других крупных животных. Охотники были вооружены копьями с каменными
наконечниками, костяными гарпунами, кремневыми ножами, костяными и каменными
кинжалами, деревянными палицами. Люди уже умели добывать огонь, одевались в звериные
шкуры, жили в землянках, пещерах.
Древнейшие орудия труда палеолитического облика, найденные в
Оренбургской области. Внизу — каменное орудие в виде ножа (найдено в верховьях
реки Сухой Губерли близ села Новониколаевки), вверху — обломок костяного
гарпуна (найден на правом берегу реки Ток ниже села Нижне Яиково). Хранятся в
областном краеведческом музее.
Каменные орудия (топоры, топоры-тесла, молоток, наконечники
стрел). Найдены на территории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом
музее.
Следы стоянок древних охотников обнаружены в районе нынешнего
с. Идельбаево (около г. Медногорска) и в ряде других мест Южного Урала. Особенно
интересный памятник того времени — знаменитая Капова пещера на р. Белой в
Башкирии. На стенах сохранились изображения животных ледникового времени,
выполненные красках руками древних художников.
Прошли тысячи лет. Потеплел климат. Исчезли мамонты и
шерстистые носороги. Ушли в далекую тундру северные олени. Образовался близкий
к современному растительный и животный мир степи. Люди научились шлифовать,
сверлить и пилить камень, усовершенствовали каменный топор, изобрели лук и
стрелы. В общинах стали изготовлять глиняную посуду. Делать лодки-долбленки,
строить плоты, из диких волокнистых трав прясть нитки, вязать сети, ткать
грубый материал для одежды. Появилось первое домашнее животное — собака,
становясь верным другом и помощником человека. Наступил новый этап в жизни
человеческого общества ново-каменный
век.
В 4–3 тысячелетиях до нашей эры матриархальные родовые общины
жили в южно-уральских степях вдоль рек и озер. Главным занятием их были рыбная
ловля и охота. Следы их стоянок обнаружены по берегам р. Джарлы (Адамовский
район), на территории совхоза имени XIX партсъезда (Светлинский район), на р.
Киембай (Домбаровский район), около устья р. Ток (Бузулукский район) и в других
местах.
Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Во второй
половине 3 тысячелетия до нашей эры древние рыболовы и охотники южно уральских
степей перешли к скотоводству, примитивному земледелию, добыче медной руды и
изготовлению первых металлических орудий, сначала медных, а затем и бронзовых.
Изменилось общественное устройство: главой рода стал мужчина. Во 2 тысячелетии
до нашей эры бронзовые орудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход
населения нашего края. Наступил бронзовый век.
Древние скотоводы, земледельцы и металлурги степей жили
оседлыми поселениями. Каменными мотыгами они обрабатывали мягкие заливные участки
земли вдоль рек, сеяли пшеницу, жали медными и бронзовыми серпами, зерна
растирали на каменных терках, разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей,
добывали и плавили медную руду, отливали бронзовые орудия — топоры, кинжалы,
серпы и т.д.
Свидетельства жизни и деятельности людей того времени
обнаружены в ряде мест нашей области. Следы их поселений открыты по берегам р.
Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени М. Горького (Новоорский
район), на р. Чебеньке у с. Гавриловки (Саракташский район), у с. Колтубанки
(Бузулукский район) и т.д. Следы добычи медной руды открытым способом обнаружены
и у с. Еленовки (Домбаровский район), между речками Средней и Верхней
Каргалками (Сакмарский район). Много погребений изучено археологами в
Домбаровском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.
Орудия труда бронзового века: медные серпы, медный топор,
бронзовое копье. Найдены на территории Оренбургской области. Хранятся в областном
краеведческом музее.
Вход в древнюю шахту для добычи медной руды в урочище
Родниковские шишки на левом берегу реки Бердянки, в семи километрах выше села
Благословенки.
Медные слитки — результат плавки медной руды древними рудокопами
и металлургами. Найдены в 1952 году у города Соль-Илецка при строительных
работах. Хранятся в областном краеведческом музее.
Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины Появление железных орудий. В VIII–VII вв. до нашей эры
древние жители южно-уральских степей освоили плавку железной руды и начали
изготовлять железные орудия труда и оружие. Каменные орудия были полностью вытеснены
железными. Медь и бронза применялись для изготовления наконечников стрел,
различных предметов быта и украшений.
Железные орудия сделали труд человека намного
производительнее, чем раньше. Употребление их совершило настоящую революцию в
технике, оказало огромное влияние на дальнейшую историю человеческого общества.
С появлением железных орудий заканчивается бронзовый век и начинается ранний железный
век.
Одновременно с появлением железных орудий древние оседлые
скотоводы и земледельцы перешли к новому типу хозяйства — к кочевому скотоводству.
Этот переход обусловливался дальнейшим ростом поголовья скота в общине и
наличием благоприятных природных условий для его выращивания — бескрайних
степных пастбищ.
Савроматы и сарматы. В 1 тысячелетии до нашей эры на
территории нашей Родины произошли важные события. В Закавказье и Средней Азии
образовались первые рабовладельческие государства — Урарту и Хорезм. В Причерноморье
греки основали свои города-государства — Пантикапей, Оливью, Херсонес и другие.
В тот период в причерноморских степях жили скифские племена, а в степях Южного
Казахстана и средней Азии кочевали скотоводы саки и массагеты. Обширные
южноуральские и прикаспийские степи населяли кочевники-скотоводы — потомки
оседлых племен бронзового века. Древнегреческие историки (Геродот и другие)
называли их савроматами (древнее название) и сарматами (более позднее
название).
Савроматы являлись восточными соседями скифов. Территория,
которую занимали савроматы, начиналась у Дона и уходила далеко на восток. Южноуральские
степи были ее частью. Здесь они кочевали свыше тысячи лет, с VII в. до нашей
эры и по IV в. нашей эры. Савромато-сарматские племена были родственны скифам,
говорили на языке, близком к их языку.
Главным хозяйственным занятием савромато-сарматских племен
являлось кочевое скотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый
скот, сеяли просо, плавили железную руду, владели кузнечным ремеслом, знали
литейное дело. Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на
повозках. Питались они мясом домашних и диких животных, кумысом и куртом
(сушеным творогом).
Чаша Атромитра
Савромато-сарматские племена отличались воинственностью. Мужчины
были вооружены железными мечами, кинжалами, копьями или дротиками, луками со стрелами.
Женщины также владели оружием и в случае необходимости вступали в бой.
Родовые общины объединялись в племена и племенные союзы. Во
главе родов и племен стояли вожди, которые выделялись среди рядовых общинников
своим богатством. В хозяйстве вождя применялся труд военнопленных — рабов и
обедневших общинников. Росло имущественное неравенство, шел процесс образования
частей собственности. Родовая община переживала последнюю ступень своего
развития.
Сарматские племена общались с соседними племенами, а через
посредство их с греческими городами-государствами Причерноморья, со Средней Азией,
с Ираном и Египтом. Об этом рассказывают найденные в курганах вещи. В 1911 г. в кургане у с.
Прохоровки (Шарлыкский район) крестьяне нашли две серебреные чаши работы
древнеиранских мастеров конца IV — начала III в. до нашей эры. На одной из них
выгравирована древняя надпись, означающая в переводе «чаша Атромитра» (Атромитр
— собственное древнеиранское имя). В 1971 г. в Новокумакском могильнике у города
Орска нашли египетский алебастровый сосуд V в. до нашей эры. На сосуде — четыре
надписи: одна сделана египетскими иероглифами и три — клинописью (на древнеиранском,
эламском и аккадском языках). Все надписи означают одно и то же: «Артаксеркс,
фараон великий». Артаксеркс древнеперсидский царь. Он правил в 465–425 гг. до
нашей эры.
Племенные союзы и государственные образования степных кочевников
в IV–XIII вв
Гуннский племенной союз. Авары. Около II в. нашей эры восточными
соседями сарматского племени алан, жившего в южноуральских степях, становятся
гуннские племена. Они пришли из Северного Китая и Монголии. В середине IV в.
эти племена начали двигаться на запад через южноуральские и прикаспийские
степи, увлекая с собой сарматские и другие племена Западной Сибири, Казахстана
и Южного Урала. Гунны с огнем и мечом прошли южнорусские степи и появились в
бассейне Дуная.
В начале VI в. через южноуральские и прикаспийские степи
прошла новая волна кочевников из Азии — аваров. В русской летописи они
именуются обрами.
Западнотюркский каганат. В VI в. степное кочевое население
Казахстана и Южного Урала вошло в состав Западнотюркского каганата — обширного
государства кочевых племен с центром на Алтае. Влияние каганата распространялось
далеко на запад, вплоть до степей Северного Кавказа. В период существования
каганата древнее население южноуральских степей все более и более пополнялось
тюркоязычными племенами, выходцами из азиатских степей.
Хазарский каганат и государство Волжская Болгария. В VII в.,
после распада Западнотюркского государства, в низовьях р. Волги возникло государство
хазар — Хазарский каганат, а на Средней Волге, главным образом в пределах
нынешней Татарской АССР, государство болгар — Волжская Болгария. Северо-западная
часть нынешней Оренбургской области была его юго-восточной окраиной. Туда через
южноуральские и прикаспийские степи шли караванные дороги из Средней Азии и
Ирана.
Племенные союзы поздних кочевников.
Во время существования древнерусского государства с центром в
городе Киеве и в период феодальной раздробленности нашей страны в южноуральских
и прикаспийских степях жили племена кочевников-скотоводов, объединенные в
племенные союзы. Их обычно называют поздними кочевниками. Это были древние
венгерские племена, печенеги, гузы и кипчаки. Племенные союзы последовательно
двигались на запад в южнорусские степи, а затем в пределы современной Венгрии.
Во второй половине IX в. на запад продвинулись печенеги. Вслед за ними около
середины XI в. двигались гузы и кипчаки (в русских летописях первые именуются
торками, последние — половцами). Появившись в южнорусских степях, кочевые
племена нападали на население Киевской Руси. Русские дружины вели с ними
длительную и упорную борьбу, которая нашла отражение в замечательном древнерусском
поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».
В среде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались
также древние башкирские племена.
Следами пребывания поздних кочевников в южноуральских степях
являются их могилы. Как и ранние кочевники, они верили в загробную жизнь и
потому клали в могилу оружие, различные вещи, часто любимого коня. Погребения
поздних кочевников обнаружены у села Нежинки (Оренбургский район), вблизи г.
Соль-Илецка, у поселка Новый Кумак (Новоорский район) и в других местах. В
погребениях найдены остатки одежды и кожаной обуви, оружие (железные сабли,
ножи, луки и стрелы, берестяные колчаны), украшения (сережки, бусы, браслеты,
бронзовые зеркала). У кипчаков (половцев) существовал обычай ставить на могилах
высеченные из камня фигуры человека. Археологи называют их «каменными бабами».
Одна из них найдена у с. Петропавловки (Новосергиевский район).
Русские на Яике
Появление русских в заволжских степях стало возможным лишь со
второй половины XVI в., когда после завоевания Казанского ханства войсками
Ивана IV были устранены преграды продвижению на восток. В состав России
добровольно вошла Башкирия и признала подданство Ногайская орда. Важное
значение для включения Заволжья и Приуралья в состав Российского государства
имело строительство городов и укреплений, сооружение оборонительных линий,
заселение их русским служилым и земледельческим населением. По инициативе
царских властей в 1574 г.
была основана Уфа, в XVII в. сооружена Закамская укрепленная линия с целой
цепью городов и крепостей.
Эта колонизация, проводившаяся по инициативе и на средства
государства, дополнилась колонизацией вольнонародной, когда на восток, в Заволжье
в поисках свободы от феодального угнетения устремлялись всевозможные беглые
люди, пополнявшие ряды формирующегося на Яике вольного казачества и населения
новопостроенных крепостей.
Первые казачьи городки и их первопоселенцы на берегах Яика
появились в 1586 г.,
когда в связи с закладкой города Самары ватаги вольных волжских казаков,
укрывавшихся в Жигулевских горах на Самарской луке, вынуждены были искать себе
новое пристанище в необжитых местах, подальше от царских воевод. Их выбор пал
на реку Яик, богатую прекрасной рыбой, дичью, пастбищами и сенокосными
угодьями. Привольные берега этой реки были тогда безлюдны. Весной этого года
отряд волжских казаков численностью от 500 до 700 человек на речных судах, а
некоторые сушей на конях двинулся вверх - по реке Самаре. Дойдя почти до ее
истоков, казаки переволокли свои струги в протекавшую неподалеку речку
Камыш-Самару, правый приток Яика, и по ней вышли на славную реку в надежде
найти здесь себе новое пристанище. Проплыв вниз по Яику несколько десятков
верст, они остановились на большом лесистом острове, образованном двумя рукавами
реки, и решили закрепиться в этом достаточно безопасном месте. Оттуда
открывались пути вниз и вверх по Яику, а по впадающему здесь Илеку — в глубь
заяицкой степи.
О том, что казаки закрепились здесь и построили казачий
городок, свидетельствует составленная в конце XVI в. первая русская карта
страны «Большой чертеж», дошедшая до нас лишь в описании. В ней отмечено, что
на Яике, у устья Илека находится остров Кош-Яик, а на нем Казачий городок.
Кош-Яик в переводе с тюркского — двойной Яик, разделенный на два рукава, между
которыми и лежал указанный остров.
В этом же году казаки совершили набег на ногайские улусы и
вернулись с богатой добычей, захватив около 300 пленных, 3 тысячи голов скота,
15 панцирей. В числе пленников оказалась и сестра князя Уруса. В ответ ногайцы
подступили к казачьему городку, стремясь разгромить его. Но все их приступы были
отбиты.
На Яике тогда было заложено еще два казачьих городка. История
сохранила имена некоторых казаков-первопоселенцев на Яике: атаманы Матюша
(Матвей) Мещеряк, Ермак Петров, Артюха Болдырев, Никита Ус, Богдан Барабаш,
Иванко Дуда, Нечай Шацкий, Якуня Павлов, Первуша Зезя, Янбулат Ченбулатов. Как
видим, преобладали славянские — русские и украинские — имена, прозвища и
фамилии.
Поселение казаков на Яике имело важное последствие. Вслед за
ними на восток и юго-восток устремляются массы переселенцев, в основном
русских, что ведет к заселению края и включению его в состав Российского государства.
Отдельные казачьи отряды и городки постепенно объединяются в
единое Яицкое войско с центром в Яицком городке (ныне город Уральск), основанном
в 1613 г.
Казачий же городок Кош-Яик в 1614
г. был оставлен казаками. Лишь в 1737 г. в этом районе
возникло новое поселение — Илекский городок, вошедший в состав Оренбургской
укрепленной пограничной линии (ныне село Илек — центр одноименного района
Оренбургской области).
Длительный исторический путь, пройденный нашим краем за последние
четыре тысячи лет, свидетельствует о том, что обширные степные пространства
Приуралья с глубокой древности были освоены и обжиты человеком, что здесь
формировались и веками существовали, сменяя друг друга, самобытные и разнообразные
культуры народов древности и средневековья.
Библиографический список. 1.
Ю.С. Зобов, Л.И. Футорянский Родной истории страницы – Оренбург 1994
2.
П.И. Сучков История родного края – Южно-Уральское книжное издательство,1988.
3.
Н.П. Семыкин История родного края – 1976 год.
4.
С.А. Попов История родного края.
5.
А.Н.Шестаков История родного края – Самара. 2000 |