Суббота, 2024.Апр.20, 07:21
      Info
Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
 
Погода
Яндекс.Погода
Реклама
Новости форума
  • гид Барселона (0)
  • экскурсии в Милане (0)
  • гид по Флоренции (0)
  • гид в Амстердаме (0)
  • виллы на Корфу (0)
  • экскурсии по Греции (0)
  • гид по Болонье (0)
  • гид в Лиссабоне (0)
  • аренда вилл на Кефалонии (0)
  • возведение фундамента (1)
  • тeги
    сказки Малая родина Бузулук зароботок Игрун Игры Живые дороги Урала Маленькая Германия Вознесенка История края Краеведение. Немецкая свадьба в Оренбуржье Казаки Оренбуржья. Оренбургские башкиры Ибряево. Объекты историко-культурного назнач учимся читать быстро
    Поделись с другом
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История района.

    Малая родина.
    Дорогие односельчане и земляки! Откликнитесь!

    Где бы Вы не находились, куда бы не занесла Вас судьба, сообщайте нам о себе, о своих родственниках и земляках . Чем больше мы будем знать о друге, тем богаче будет история нашей «малой Родины»- северо-восточной части Оренбургской области.
    .
    Мы с благодарностью примем любые сообщения и готовы поделиться тем, что имеем сами.

    Свои предложения, советы, пожелания, наблюдения можете присылать по следующим почтовым адресам:


    461161 Преображенская средняя школа-директору.
    с. Преображенка, Красногвардейского района
    Оренбургской области.

    603144 Кирсанову Николаю Филипповичу
    Анкудиновское шоссе 30 кв. 26.
    Город Нижний Новгород.
    Телефон 65-31- 86

    А также электронно: tanner@rol.ru или oniknik@rol.ru


    Направляю в Ваше распоряжение рассказ (изложение) о моих
    первых попытках исследовать историю возникновения и развития
    сёл Преображенка, Покровка, Александровка, Утеево и Ибряево,
    входящих в Преображенский сельский совет и, не так давно,
    составляющих единый колхоз "Правда". Полного результата
    исследования пока нет, но я рассчитываю, в случае публикации
    хотя бы фрагментов данного рассказа в вашей газете под рубрикой
    "ИСТОРИЯ СЁЛ НАШЕГО РАЙОНА" возбудить у читателей не только
    потребительский интерес к чтению исторической литературы, но и
    интерес созидательный к процессу поиска документов, исторических
    фактов, свидетельств из жизни своих родственников, семей, сёл
    и деревень. Архивного материала много. Его надо только искать.
    Мне, например, недавно удалось заполучить карту Оренбургской
    губернии, на которой граница между Оренбургской и Самарской
    губерниями проходит в 6-8 километрах севернее реки Турганик
    до реки Ток, затем по реке на юго-запад до Старобогдановки
    и поворачивает на Ново-Сергеевку. Такое прохождение границы
    значит, что карта составлена после 1850 года, когда
    Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский районы были
    переданы из Оренбургской губернии во вновь образованную в 1850
    году Самарскую губернию. По этой карте можно предполагать, что
    Преображенка, Утеево, Иванова, расположенные на берегах реки
    Турганик оставалось в Оренбургской губернии, а Плешаново,
    Луговское, Подольск, Яшкино и территории к западу от них до
    с 1850 до 1934 года административно входили в состав Самарской
    губернию. Значит, документы по истории некоторых сёл
    Красногвадейского района может быть придётся искать не в
    Оренбургском, а в Самарском областном или Бузулукском районном
    архивах. Кроме того, надо ещё учитывать, что границы на карте
    не всегда совпадают с реальными границами на местности. Таковы
    особенности расположения некоторых сёл Красногвардейского
    района.
    И ещё одно обстоятельство побудило меня отправить к вам не
    доведённое до конца исследование по сёлам Преображенского
    сельсовета. 19 июня 2005 года в Преображенке планируется
    проведение праздника "Дня села". Хотелось бы вместе с вами
    распропагандировать это мероприятие и тем самым оказать
    помощь администрации села и школы в его подготовке и проведении.

    С уважением Н.Кирсанов.



    ПОИСК.


    Два чувства дивных близки нам,
    В них обретает сердце пищу,
    Любовь к отеческим гробам,
    Любовь к родному пепелищу.
    А.С.Пушкин.

    Мне кажется, что вновь подходит время, когда всё больше и больше людей, как старшего поколения, так и молодых, начинают интересоваться историей своей семьи, посёлка, деревни, села, района, области или, как сейчас говорят, историей своей МАЛОЙ РОДИНЫ. Видимо, ностальгия (от греческого nostos-возвращение и
    algos-боль), тоска по родине; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему является чувством врождённым, внутренне присущем человеку и сопровождает его всю жизнь, усиливаясь или слабея на разных её этапах. Сужу по себе. Из села, где родился, уехал рано, отслужил более 32 лет в армии, побывал во многих уголках России и за её границами, повидал много интересного, хорошего, необычного. После увольнения в запас остался жить в большом городе с семьёй и устроенным бытом. Кажется, что мог бы уже и забыть своё прошлое не лёгкое
    деревенское детство, крестьянский уклад жизни и стать истинным горожанином. Но нет, не получается. Что-то постоянно тянуло и тянет домой к истокам. На Дальнем Востоке, с каким-то особым чувством, я не раз наблюдал как рыба из семейства лососёвых, отгуляв три-четыре года на просторах открытого океана,
    наполненная икрой, побитая до изнеможения на камнях, бьётся по мелководью на перекатах, чтобы подняться в верховья той речушки, в которой родилась, отложить потомство и умереть на родине. Новые же икринки скатятся в море и через три года повторить путь своих родителей. А перелётные птицы? Родившись в каком-нибудь неказистом российском уголке, осенью улетают в тёплые края. Тоже, казалось бы, живи в тепле и размножайся. Ан нет. Они каждую весну пробиваются к месту своего рождения. Конечно, и рыбу и птиц гонит инстинкт, а человеку, кроме инстинкта, бог дал ещё и чувства, в том числе и чувства любви к отеческим гробам, любви к родному пепелищу. Во время службы в армии из 32 отпусков 31 я провёл дома, в Преображенке.
    И сейчас, когда нет там уже, отчего дома и, мама живёт в том же городе где и я, каждый год приезжаю в свои степные края к родным, друзьям и знакомым. Многое здесь радует: газификация, телевизоры почти в каждом доме, новая, содержащаяся в обихоженном состоянии, школа, прекрасные, заботливые учителя
    в ней. Особенно радуют дети, скромные и необыкновенно по-деревенски вежливые. При встрече на улице со старшим, совсем не знакомым человеком они за несколько шагов, глядя прямо в лицо, так просто, так искренне говорят "Здравствуйте". Мне думается, что у любого человека как-то сразу меняется настроение. Я, например, чувствую себя при этом не забытым людьми человеком и кому-то ещё нужным. В городе от этого мы уже отвыкли. А какие вопросы задают ребята во время бесед с ними? Их интересует буквально всё; где родился, где учился,
    с кем дружил, в какие игры играли дети военной поры, где стояли школа, церковь, конюшни, кузница, как купали лошадей и как их гоняли в ночное и многих почему-то очень интересует вопрос какой порядок поступления в военное училище? Этот вопросом интересуются даже девочки.
    Но, многое в селе и огорчает. Школа накануне снижения статуса до неполной средней из-за малого количества учеников начальных классов. Процесс превышения смертности над рождаемостью в селе, к сожалению, продолжается. Ни одного нового дома не появилось в Преображенке за последние годы.
    Развалины здания колхозного правления, районного комплекса обработки и хранения семенного зерна, комбикормового завода, баз животноводческой фермы, маслозавода, складов, автомобильного и тракторного парков и другие просто угнетают.
    На лицах стариков апатия, растерянность и безразличие. Они уже ничему не верят, ни на что не надеются и все ругают власть.
    "Как дела? Как поживаете? Как здоровье?" - такие вопросы задаём мы друг другу при встречах.
    "Какая это жизнь, Николай - отвечают старики - Не дай бог заболеть, или какого гостя принесёт к нам в село во время распутицы или после сильного дождя или зимой. В больницу, в аптеку за лекарством доехать не на чем. Бывает и гостю не рад. Не знаешь на чём его встретить и на чём проводить до Плешанова. Автобусы из Преображенки в райцентр когда-то ходили три раза в день, затем стали ходить два раза, потом один раз через день, а теперь не ходят вовсе. Транспортники ссылаются на плохую дорогу. Власти на отсутствие денег.
    Старая власть чуть-чуть не достроила её до нашего села и, уже какой год новые власти не могут или не хотят засыпать щебёнкой несколько километров. Так и мучаемся".
    Всякий раз невольно задаёшь себе вопрос:
    "Почему же люди так быстро разрушили то, что сами же создавали годами?"
    Причин много. Однозначного ответа нет. Его пытаются дать и власти, и политики, и историки и самые простые люди. У каждого из них своя правда.
    В рамках настоящего изложения мне, кажется, что одной из множества объективных и субъективных причин всех наших бед является то, что многие из нас стали "Иванами", не помнящими родства своего. И на это причин много. Одной из них был воинствующий атеизм, который не давал возможности даже зародиться чему-то религиозно-духовному, святому, а если где что-то зарождалось, то атеизм всё убивал на месте. Классовая ненависть и неприятие религии слишком долго господствовали в общественной жизни и вдалбливались в сознание людей.
    Всюду были запреты. Забыты элементарные нормы общечеловеческой нравственности.
    Помним ли мы, к примеру, ветхозаветные слова о почитании отца своего и матери своей, чтобы продлились дни жизни на земле. Как можно помнить, то, чего не знаешь, а как можно было знать то, о чём не читал? "Библии", "Евангелий", другой религиозной литературы в продаже не было.
    Заходить в храм, где хотя бы в родительские субботы можно было бы помянуть своих бабушек и дедушек за упокой или поставить свечки здравствующим родителям, коммунистам и комсомольцам практически запрещалось, да нас в церковь и не тянуло. Мы были готовыми атеистами. Может быть, поэтому самое грубое, самое пошлое ругательство укрепилось у нас с упоминанием матери. Как можно сохранить что-либо хорошее без культуры, без истории государства, без истории религии? Что можно понять в искусстве, в творениях великих художников, писателей
    без знания библейской и греческой мифологии, истории, без знания, чьи мы родом и откуда мы?
    Сужу по себе. Не смотря на то, что в своё время много учился, изучал истории СССР, ВКП(б), КПСС, получал отличные оценки по этим предметам, но не знал и не знаю до сих пор отчеств своих прадедов, имён и фамилий прабабушек. Я не знаю, кем, когда и как было основано наше село, какие люди жили в нём, был ли смысл в их жизни. Что они просили у бога в своих молитвах? Спасти и сохранить. Но, спасти от чего? Сохранить что? Может быть фамилию, род, государство, культуру, религию?

    Я вовсе не утверждаю, что, узнав прошлое, мы избавимся от всех наших бед. Я только согласен с моим учителем, к сожалению, покойным Дмитрием Антоновичем Волкогоновым, доктором исторических и доктором философских наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии наук, генерал-полковником, который недавно в своей книге "ЛЕНИН" написал:
    "Каждый историк, погружаясь в прошлое, как бы натягивает тетиву времени до далёких времён. И, если в своих изысканиях, предположениях, догадках он не ошибся, стрела, несущая истину оттуда не просто прилетит из давно прошедшего в настоящее, но и поможет понять первопричины многих сегодняшних явлений,
    процессов, катаклизмов, сотрясающих основы нашего бытия. От прошлого никуда не уйти. Оно вечно. Прошлое может, как чугунные колосники тянуть вниз, назад, но и способно, наоборот, вооружая мудростью, просветлением помогать творить
    жизнь, достойную человека и его Свободы".
    Вот с такими мыслями и стремлением хотя бы немного, хотя бы чуть-чуть смыть с себя звание того самого "Ивана, не помнящего родства своего", в 2002 году я впервые пришёл в Оренбургский государственный архив, чтобы попытаться приоткрыть
    занавес и взглянуть на историю своего родного села Преображенка.
    Работа с архивными документами оказалась очень сложной. Для того чтобы найти, хотя бы один документ, с упоминанием о селе Преображенка методисты архива предложили мне "перелопатить" сначала всю картотеку Бугурусланского, а затем и Бузулукского уездов. Даже они не предполагали, что место на современной карте, где расположена моя Преображенка, могло когда-то относиться к Оренбургскому уезду. Но, не в этом была вся сложность. Основная сложность заключалась в катастрофической нехватке времени. Книги фонда, с целью их сохранности,
    выдаются только один раз в месяц. Не успел дочитать, жди месяц. А как работать человеку приезжему?
    К тому же, почерки чиновников-писарей очень не разборчивы, так как написание букв и правила грамматики в прошлых веках были несколько иными, чем в настоящее время. О компьютерной базе, компьютерных распечатках, копировальной технике,
    электронной почте в Оренбургском государственном архиве остаётся пока только мечтать. Нет, ничего. Это ли не доказательство равнодушного отношения властей всех уровней и масштабов к тому, что постоянно связывает нас с прошлым:
    архивам, музеям, библиотекам, памятникам, кладбищам и, в конечном итоге к людям, которые жили до нас, и будут жить после нас. Финансирование очагов культуры всё ещё идёт по остаточному принципу. В большинстве своём, в самых близких для народа очагах культуры работают замечательные люди. Работают не за деньги. Оклады у них мизерные, но они энтузиасты, люди влюблённые в своё дело. Своим отношением к делу чувство
    глубокого уважения вызывают заведующие читальными залами Оренбургского областного архива и Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К.Крупской, заведующий архивным отделом администрации Красногвардейского района Леонид Михайлович Локтионов, директор дома культуры села Преображенка Филатов Анатолий Сергеевич, завуч Преображенской средней школы Квашенникова Наталья Геннадьевна и многие другие. В тоже время на нашем пути есть и чиновники-бюрократы. Например, в ходе исследования возникла необходимость
    посмотреть метрические книги Преображенской православной церкви за 1870 год, которые в настоящее время переданы из районного архивного вернёмся к процессу исследования.
    В картотеке по Бузулукскому уезду нашёл карточку с адресом фонда, в котором есть упоминание о селе Преображенка, но это была Преображенка, в которой родился выдающийся писатель и историк, автор книги "Истории государства Российского"
    Николай Михайлович Карамзин. Для тех, кто интересуется творчеством и биографией Н.М.Карамзина, сообщаю что, находится это село между Бузулуком и Бугурусланом недалеко от сёл Троицкое и Державино. А о нашей Преображенке в архиве пока
    никаких упоминаний не было не по Бузулукскому, не по Бугурусланскому уездам. Уже подумалось, что в архиве областного масштаба каких-либо сведений о таком
    маленьком, затерянном в глубине степей селении, как наше, и быть не может. И вдруг, перебирая, на всякий случай, картотеку Оренбургского уезда нахожу сразу пять карточек. В карточках записано, что в фонде 98, опись 2, в деле 29 находятся списки тептярей деревень Ибраево и Утеево, а в деле 27 списки дворовых людей и крепостных крестьян сельца Преображенское, сельца Покровское и деревни Александровка, составленные в 1816 году. Название этих сёл полностью совпадало с названием сёл, историей которых я интересуюсь. Прочитав дела 27 и 29, я ещё больше уверовался в том, что нахожусь на правильном пути. В делах я увидел не просто списки, а результаты ревизий
    помещичьих хозяйств, написанные в виде ревизских сказок на каждое село. При крепостном праве ревизии помещичьих хозяйств проводились периодически с целью выяснения количества крепостных душ, находящихся у помещика и обложения его хозяйства соответствующим подушным налогом. В ревизские сказки
    записывались все крепостные крестьяне по их имени, имени отца и возрасту, но, к сожалению, без фамилии. Записывались также число, месяц и год проведения ревизии. По этим данным было видно, что ревизия в интересующих меня сёлах проводилась почти в одно и тоже время, а это, в свою очередь, подтверждало
    компактность их расположения на местности. Казалось, что всё логично и стабильно и случайности исключаются. А они были.

    Позже выяснилось, что в 1816 году сёла Преображенка, Покровка и Александровка находились в противоположной стороне от Оренбурга и располагались они также компактно, как и интересующие меня сёла Красногвардейского района.
    Компактность расположения и совпадение ревизий по времени с ревизиями, проводимыми в деревнях Ибраево и Утеево - вот главные случайности, послужившие основой моей ошибки.

    В архиве вскоре случился пожар. Его закрыли для ликвидации его последствий. Продолжать исследования и перепроверить факты стало не возможным и я, будучи уверенным, в достоверности добытых материалов, по просьбе учащихся Преображенской средней школы написал изложение и передал его в их музей.

    Только в 2004 году, когда вновь открылся архив, и были продолжены поиски документов по дальнейшей истории сёл Преображенка, Покровка, Александровка, Утеево и Ибраево, входящих в Преображенский сельский совет, обнаружилась
    ошибка, но только в отношении истории сёл Преображенка, Покровка, и Александровка.
    Пришлось "посыпать голову пеплом" и давать отбой тому, что написал и про эти сёла и про помещиков Крашенинниковых, Ерлыковых, Мансуровых, Репьевых, которые их основывали в конце 18 столетия в нынешних Саракташском и Тюльганском районах.

    Что же касается сёл Ибраево и Утеево, то по их истории сейчас можно предположить две версии:

    Первая. Ревизские сказки за 1816 год о сёлах Ибряево и Утеево относятся к сёлам нынешнего Красногвардейского района, а сёл Преображенка, Покровка и Александровка на этой территории рядом с ними ещё не было.
    Основывается эта версия том, что располагались они одно от другого на очень близком расстоянии. Один и тот же чиновник в Ибряево ревизию проводил 28 февраля, а в Утеево 29. На перемещение из одного села в другое ему потребовалось меньше суток. Расстояние между этими сёлами в настоящее время около 8 километров. Других сёл с таким названием, так близко расположенных одно от другого, на карте Оренбургской области нет. В Северном районе в настоящее время есть село Ибряево, но рядом с ним нет села Утеево.
    Кроме того, если предположить, что оно существовало и в 1816 году, то располагалось оно согласно административному делению Оренбургской губернии на 1816 год в Бугурусланском уезде, а сёла Ибраево и Утеево на тот же год отнесены к Оренбургскому уезду.

    Вторая версия может быть такая:
    Сёла Ибраево и Утеево в 1816 году могли находиться рядом с сёлами Преображенское, Покровское и Александровка, на территории нынешнего Саракташского района. В последующем их название могло измениться, также, как Преображенское стало Петровское, а Александровка - Бурунча или они могли вовсе исчезнуть с территории Саракташского района, как село Покровское. Ревизских сказок на них за 1834 и 1850 года пока не обнаружено. А может быть, они ревизовались как сёла с магометанским населением и
    Если придерживаться первой версии, то на основе ревизских сказок 1816 года в историю сёл Утеево и Ибряево Красногвардейского района можно записать, что они были заселены тептерями ещё до 1816 года. Тептерями в то время называли переселенцев, размещённых на вотчинных башкирских землях из числа татар, чувашей, марийцев, удмуртов и других народов, бежавших из Среднего Поволжья от феодального и религиозно-национального гнета. На башкирских землях они начали селиться в конце 16 века. Особенно много их прибыло в Башкирию и на территорию, вновь образованной, Оренбургской губернии во второй половине 18 века.
    Профессор Зобов Ю.С. в книге "История Оренбуржья", вышедшей в Оренбургском книжном издательстве в 1996 году, пишет, что если в 1745 году (вторая ревизия) в Оренбургской губернии тептерей было 28750, то в 1765 году их стало 63640, а к концу века 99292. Половину всех тептерей составляли татары.
    Во-вторых, тептери были объединены в команды, подчинённые старшине, но жили семьями. В 1816 году Утеево записано 69 семей, в Ибряево-15. В-третьих, тептери были неграмотными, и вместо заверительной подписи ставили тамгу-знак собственности (тавро), имеющий распространение у скотоводов.
    Сказка в Утеево подписана так: "К сей сказке, за неумением грамоты, выборный тептерь Мансуров свою тамгу приложил", а в Ибряево по отдела в районный отдел ЗАГС (а). Заведующая ЗАГС (ом) ни под каким предлогом книг не дала.
    Сказала, что метрические книги читать не положено, как бы объявила их секретными документами. Это ли не бюрократизм? Но, тем же причинам свою тамгу приложил выборный тептерь Юлдашев. Из этого можно ещё полагать, что утеевские и
    ибряевские жители занимались скотоводством (коль у каждого была своя тамга).
    У тептерей не было помещиков и крепостного права. У них были элементы демократического устройства команды, так как тамгу приложили выборные тептери.
    Если же придерживаться второй версии, то изыскания по истории сёл Ибряево и Утеево надо начинать заново, также как и сёл Преображенка, Покровка, Александровка.

    P.S. Во время подготовки данного материала заведующему архивным отделом администрации Красногвадейского района
    Локтионову Лениду Михайловичу удалось выяснить, что первое венчание в церкви села Преображенка Красногвардейского района состоялось в январе 1842 года.
    Считаю, что 1842 год можно де юре считать годом образования
    Села ПРЕОБРАЖЕНКА. Поиск продолжается.
    Март 2005 года.


    Время подвело нас к тому, что все больше людей интересуются историей своей семьи, деревни, села, района, края, России в целом.
    Они не хотят больше жить «Иванами, не помнящими родства». Во многих семьях рисуются генеалогические (родословные) деревья.
    В районной газете «Красногвардеец» напечатаны интересные статьи
    Л. Локтионова, А.Г. Чибилева, Р. Дюсяева, А. Рейтера и других авторов, посвященные истории Красногвардейского района. В издательствах Оренбурга, Челябинска, Москвы вышли книги по истории Урала. Однако материалов по истории конкретных сел, деревень, поселков публикуется мало.
    Когда и как возникли, к примеру, села Преображенка, Покровка, Александровка (ныне не существующая), Утеево, Ибряево? Кто были их первые поселенцы?
    Точного ответа на эти вопросы в с. Преображенка не даст никто.
    У учителей истории, культпросвет работников, старожилов существует несколько версий ответов на эти вопросы, но документально ни одна из них не подтверждена.
    Автор настоящего изложения делает скромную попытку прояснить хотя бы небольшую часть поставленных вопросов на основе архивных материалов, и книги «История Оренбуржья», вышедшей в Оренбургском книжном издательстве в 1996 году.
    В ней профессор, кандидат исторических наук Зобов Ю.С. на стр.37 пишет, что в 1780 году поручик Крашенников П.Д. заселил крестьяна-
    ми, переведенными из Симбирского уезда с. Преображенку, а подполковник (позднее генерал) Мансуров А.П. в 1791 году заселил крестьянами из Бузулукского уезда с. Александровку.
    Но! Те ли это села, которые интересуют нас? В нашем крае несколько сел с названием Преображенка и Александровка.
    Да, это они. Попробуем доказать.
    В Оренбургском государственном архиве хранятся дела № 27
    и № 29 фонда № 98 опись 2 с материалами ревизии помещичьих хозяйств и ревизские сказки (списки крестьян) сельца Преображенское, сельца Покровское (Ерлыкова), деревни Александровка (Репьева), деревень Утеево и Ибраево за 1816 год.
    По ним видно, что указанные села находятся близко одно от другого. Ревизия проходила с января по март 1816 года. В селах Покровское и Преображенское ревизию проводил один и тот же чиновник. 2 марта 1816 года он работал в сельце Преображенском, а 3 и 5 марта 1816 года в сельце Покровском. Все это дает основание предположить, что в архиве хранятся ревизские сказки интересующих нас сел. Эти села и в настоящее время входят в одну административную единицу -Преображенский сельский Совет (кроме ныне не существующего села Александровка), а в свое время были объединены в один колхоз «Правда». Кроме того, помещиком в сельце Преображенское записан отставной поручик Крашенников Петр Дмитриевич, а в деревне Александровка - помещица вдова генерал-лейтенантша Мансурова Анна Николаевна. Эти записи позволяют также сделать вывод, что в книге «История Оренбуржья» Зобов Ю.С. пишет о наших селах Преображенка и Александровка. Поэтому годами рождения с. Преображенка можно
    считать 1780 год, а деревни - Александровка предположительно 1791 год. (Предположительно потому, что до поселения крестьян подполковником Мансуровым А.П., возможно, там уже жили крестьяне помещиков Репьевых.)

    В каком же состоянии находились исследуемые нами села
    в 1816 году?

    Село Преображенка.

    В ревизской сказке село Преображенка называется сельцо Преображенское, в котором записаны два помещика.
    Крашенников Петр Дмитриевич – отставной поручик, за ним числилось 8 семей дворовых людей (8 мужчин и 4 женщины)
    и 17 семей крестьян (51 мужчина и 44 женщины).
    Всего 25 семей, 107 душ (59 душ мужского и 48 душ женского пола).
    Крашенникова Анна Григорьевна поручица, у которой дворовых людей не было, а крестьян она имела 2 семьи (7 мужчин и 5 женщин).
    Всего в селе было 27 дворов, в которых жили 119 крепостных
    (66 мужчин и 53 женщины).
    Установить фамилии крепостных крестьян не представляется возможным, т.к. переписчик записывал только имя крепостного и имя его отца. Например: Данила, если у него отец Петр записывался как Данила Петров, а сын Данилы Иван записывался как Иван Данилов и т.д. Помещики же имели фамилию, имя и отчество.

    В настоящее время в с. Преображенка очень распространена фамилия Квашенниковых. Может быть, это производная от фамилии Крашенниковых, возникшая во время получения крестьянами независимости, когда они стали получать фамилии. Некоторые из них могли записаться несколько измененной фамилией своего помещика. А может быть, все нынешние Квашенниковы - потомки помещиков Крашенниковых, но фамилия при записях каким-то образом исказилась. Но это - только версии.

    Село Покровка.

    В ревизской сказке село Покровка называется сельцо Покровское (Ерлыкова). В нем ревизией записаны две помещицы.
    Генерал-майорша Ерлыкова Елизавета Степановна. У нее было 5 семей дворовых людей (17 мужчин и 12 женщин) и 10 семей крестьян (29 мужчин и 33 женщины). Всего у Ерлыковых - 15 семей, в них 56 мужчин и 51 женщина.
    Надворная советница Быкова Надежда Ипполитовна. У нее записано 7 семей дворовых людей (16 мужчин и 21 женщина) и 8 семей крестьян (17 мужчин и 24 женщины). Всего у Быковой - 15 семей, в которых 33 души мужского пола и 45 душ женского пола.
    Всего в селе Покровском проживало 30 семей, 185 душ из них 89 мужчин и 96 женщин. Крепостные, так же как и в с.Преображенка, фамилий не имели.

    Село Александровка.

    В ревизской сказке село Александровка называется деревня Александровка (Репьева), в ней записано 3 помещика.
    У помещика капитана Репьева Никанора Александровича дворовых людей не имелось, а крестьян было 24 семьи (79 мужчин и
    89 женщин). Всего - 168 душ, и все они проданы помещице Ивановой.
    У помещицы коллежской асессорши Репьевой Марии Соломоновны дворовых людей так же не имелось, а крестьян было 14 семей
    (40 мужчин и 51 женщина), всего 91 душа. Они так же проданы помещице Ивановой.
    У помещицы вдовы генерал-лейтенантши Мансуровой Анны Николаевны дворовых людей так же не значится, а крестьян записано 25 семей, в них 64 мужчины и 68 женщин, всего 132 души.
    Деревня Александровка была самым большим селением из рассматриваемых нами сел с русским населением. В нем проживали
    63 семьи, в которых было 391 человек. Поэтому и называлось она деревней, сельцом же назывались маленькие селения при помещике.
    Из того, что в Александровке не было дворовых людей, можно сделать вывод, что помещики в Александровке не жили. Это было крестьянское селение. Такие селения обычно так же назывались деревнями.

    Село Утеево.

    В селе Утеево проживало 69 семей, в которых было 309 тептерей обоего пола.

    Село Ибряеево.

    В ревизской сказке село Ибряево записано как деревня Ибраево. В нем проживало 15 семей, 92 тептеря обоего пола.

    Тептерями в то время называли переселенцев, размещенных на вотчинных башкирских землях. Они начали селиться в Оренбургском крае еще в конце XVI века. По национальности тептерями были татары, марийцы, чуваши, удмурты и др. Особенно много их прибыло в Оренбургскую губернию в конце XVII века и 20-х годах XVIII века. Все они были выходцами из Среднего Поволжья, убежавшими от феодального и национально-религиозного угнетения.
    Если в 1745 году (вторая ревизия) в Оренбургской губернии тептерей было 28750 человек, то в 1765 году (третья ревизия) их стало 63640 человек, а концу века 99292 человека.
    Половину всех тептерей составляли татары, поэтому можно предположить, что села Утеево и Ибряево возникли раньше, чем село Преображенка. И еще один вывод можно сделать из ревизских сказок этих сел 1816 года. Ревизские сказки русских сел подписывались помещиками. Тептери были неграмотными, и в сказках вместо заверительной подписи выборный тептерь ставил тамгу.
    Тамга это знак собственности (тавро), имеющий распространение у скотоводов. Ставится он на деревьях, оружии, на коже (шкуре) животных. Сказка в селе Утеево подписана так: « к сей сказке за неумением грамоты выборный тептерь Мансуров свою тамгу
    приложил». В селе Ибраево тамгу за неумением грамоты приложил выборный тептерь Юлдашев.
    Возникновение рассматриваемых нами сел теснейшим образом связано с развитием Оренбургского края. Это очень интересный край. Жизнь в нем отмечена с давних времен. На востоке области в Кваркенском районе археологи открыли город Аркаим, который существовал уже в 17 веке до н.э. Три тысячи лет тому назад на просторах Великой Степи жили племена сарматов и скифов. В 70-х годах, теперь уже прошлого века, ученики Преображенской школы вместе с молодым учителем истории Атимаскиным раскопали курган вблизи с. Александровка. Они обнаружили останки человека и оружие воина, а так же установили систему передачи сигналов с помощью костров от одного холма к другому и так по всей территории, где жили древние люди. Конечно, это были самовольные раскопки, и они не могут поощряться, т.к. ведут к уничтожению памятников истории.
    В 1753 году одна из групп, раскопавшая курган в заволжских степях, была задержана, и по распоряжению губернатора И.И. Неплюева доставлена в г. Оренбург и наказана. Факт раскопки кургана вблизи
    с. Александровка приведен здесь для того, чтобы показать, что и наша территория имеет свою историю, к которой надо относиться очень бережно.
    Вначале первого тысячелетия в эпоху Великого переселения народов из Средней Азии на запад сорматов из Оренбуржья вытеснили гунны. В VIII – IX веках вместе с печенегами на реку Белую пришли кочевники – скотоводы, называвшиеся «башкорт» - башкиры. Проходили по степям и половцы, и кыпчаки, и другие степные народы. В XIII веке территория нынешнего Оренбуржья входила в состав Золотой Орды, когда под ударами Батыя погибла Волжская Булгария. В свою очередь золотоордынцев в Оренбургском крае разбил Тимур (Тамерлан), который пришел из Ташкента. Золотая Орда распалась на ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское, образовалась Ногайская Орда. Русские в заволжских степях появились в XVI веке, когда Иван Грозный завоевал Казанское ханство и открыл путь на Восток. В 1574 году был основан г. Уфа, а в 1586 г. – г. Самара. В это же время на берегах Яика появились русские казаки. Они построили казачьи городки у устья реки Илек, а затем на месте нынешнего города Уральск. Казаки совершали набеги на ногайские улусы и захватывали много пленных и скота.
    Но совершенно новая страница в истории колонизации Оренбургского края начинается в XVIII веке, когда в период правления императрицы Анны Иоановны в Оренбургский край направляется экспедиция. Ее начальником был назначен Иван Кириллович Кириллов. Еще в ходе подготовки экспедиции императрица предписала заложить город и дать ему имя Оренбург. Такое название связано с тем, что он должен был строиться при впадении реки Ори в реку Яик. В 1735 году экспедиция вышла из г. Уфы и, медленно продвигаясь по Башкирии, вышла к устью реки Ори.
    15 августа 1735 года на горе Преображенской была построена цитадель
    и 4 бастиона, началось строительство города. Но г. Оренбургу не суждено было существовать на этом месте. В 1737 году неожиданно умер Кириллов И.К., на его место был назначен Василий Никитович Татищев. Он решил, что место для закладки Оренбурга выбрано неудачно и перенес его на 150 верст вниз по течению Яика.
    А прежний Оренбург стали называть Орской крепостью. Но и на этом месте Оренбург построен не был. Татищев В.Н. в 1739 году был отозван в столицу, на его место был назначен человек необычайной жестокости В.А. Урусов, который огнем и мечом подавил, бушевавшее в это время, башкирское восстание. Урусова сменил Иван Иванович Неплюев, один из лучших учеников и последователей Петра I. По рекомендации Петра I он учился за границей, 14 лет был посланником России в Турции, в 1740 году был киевским губернатором, а в 1742 году принял эстафету руководства Оренбургской экспедицией, переименованной незадолго до этого в комиссию, и 16 лет своей жизни отдал Южному Уралу.
    Если Кириллов И.К. и Татищев В.Н. вели поиск места для города, пытались закладывать его, то окончательный вариант был выбран И.И. Неплюевым. 19 апреля 1743 года после молебна, под гром пушек был заложен на современном месте город Оренбург, а 15 марта 1744 г. создана Оренбургская губерния. На губернатора Оренбургской губернии возлагалась задача руководить и делами киргизского народа. Вновь образованная губерния охватывала необъятную территорию. На этой территории в настоящее время располагаются Оренбургская, Челябинская, часть Самарской области, Башкирия, часть Татарстана и Казахстана.
    Но в задачу, ранее названной экспедиции, которую последовательно возглавляли Кириллов И.К., Татищев В.Н., Урусов В.А., Неплюев И.И., входило не только строительство города, но и строительство пограничной линии, сооружение крепостей по рекам Яику, Сакмаре и Самаре.
    В 1736 году (при Кириллове И.К.) были заложены крепости Бузулукская, Сорочинская, Тоцкая, в 1738 году (при Татищеве В.Н.) – Новосергиевская, Переволоцкая и другие. В годы деятельности Неплюева И.И. сооружение Оренбургской пограничной линии в основном было завершено.
    С образованием пограничных крепостей и г. Оренбурга в губернию началось массовое переселение людей из центральных районов. Только в Бузулукском районе были выходцы из 36 уездов. Крепость Сорочинскую заселили в основном выходцы из Симбирского, Тоцкую – из Нижегородского, Борскую – из Самарского уездов. Переселение, проводимое во второй половине XVIII века, тесным образом связано с образованием помещичьего землевладения.
    До 40-х годов XVIII века в Оренбургском крае помещичьих имений и крепостных крестьян практически не было.
    В связи с необходимостью службы в крепостях пограничной линии, в войсках, размещенных во вновь образованной губернии, на гражданскую и военную службу стали назначаться дворяне из центральных губерний. Но служивым людям надо было платить. В России еще в XVIII веке, когда денег в казне не хватало, стали вместо жалования раздавать землю. А раз дворянин получал поместье, то к земле надо было приставлять постоянного работника – крестьянина. Отсюда и возникло крепостное право. Историк С.М. Соловьев пишет, что в государстве, где вместо жалования раздают землю, где земли больше, чем денег, не думают об освобождении крестьян, а наоборот думают об их закреплении. Дворянам, назначенным на гражданскую и военную службу в Оренбургскую губернию, предоставлялись льготы на приобретение земли путем правительственных пожертвований. Кроме того, 11 февраля 1736 года вышел Указ, разрешающий покупку земель у башкир. Земли приобретались и путем прямого захвата, и путем обмана. Хищнический характер дворянской колонизации отмечали многие современники. Так в 1859 году П. Чоглоков на страницах газеты «Оренбургские губернские ведомости» писал, что «нередко за ведро вина, фунт чая, красный малахай помещики приобретали целые 1000 десятин». Об этом же пишет и писатель С.Т. Аксаков, отличный знаток Оренбургского края. Он отмечает, что «стоило только позвать к себе в гости десяток родичей-отчинников, дать им два-три жирных барана, поставить ведро вина и несколько ведер крепкого башкирского меда и дело в шляпе. За самую ничтожную сумму покупаются целые области». С.Т. Аксаков описывает, как обычно устанавливались границы покупаемой земли: «от устья речки Конлыелга до сухой березы на волчьей тропе, а от сухой березы прямо на общий сырт, а от общего сырта до лисьих нор и в таких межах заключались иногда 10, 20, 30
    тысяч десятин земли! И за все это платилось каких-нибудь 100 рублей».
    Образование помещичьих имений в Оренбургском крае усилилось после подавления крестьянской войны 1773 –1775 годов (Пугачевского бунта), когда в целях «умиротворения» этого «крамольного края» офицерам, казачьим старшинам, чиновникам, участвовавшим в подавлении пугачевщины, раздавались казенные земли.
    В 1798 г. в губернии началось генеральное межевание земель. Оно закрепило за помещиками все их земли, включая и самовольно захваченные. В Оренбургской губернии образовалось 150 новых дворянских владений, в том числе и земли помещика отставного поручика Петра Дмитриевича Крашенникова и помещицы Анны Григорьевны Крашенниковой в с. Преображенка; помещицы генерал - майорши Елизаветы Степановны Ерлыковой и помещицы надворной советницы Надежды Ипполитовны Быковой в с. Покровка; помещика штаб-капитана Никанора Александровича Репьева, помещицы коллежской асессорши Марии Соломоновны Репьевой, помещицы вдовы генерал-лейтенантши Анны Николаевны Мансуровой в с. Александровка.
    Следующий этап заселения Оренбургского края начался в первой половине XIX века. В Оренбургском уезде в 1807 г. переселенцами были основаны села Воздвиженское, Софийское, а в 1809 г.– Михайловка (Шарлык), Ратчино. (Ю.С. Зобов «История Оренбуржья» стр. 96).
    На основании этих сведений, существующую в настоящее время в
    с. Преображенка версию о происхождении села в результате побега рабочих Преображенского металлургического завода, находящегося в
    с. Шарлык и поселения их на месте нынешнего нахождения
    с. Преображенка, можно считать несостоятельной, т.к. само с. Шарлык, как мы видим, было образовано через 29 лет после заселения села Преображенка.
    Наиболее массовое переселение из Тамбовской, Курской, Пензенской, Воронежской и других губерний центрального района России в Оренбургскую губернию происходило в 1826 – 1832 годах. Переселение из малоземельных губерний в многоземельные проводилось как в добровольном порядке, так и принудительно. Переселенцы размещались как на новых необжитых местах, так и подселялись в уже существующие села и деревни, где жили их односельчане, делая это часто самовольно, что порождало немало споров и конфликтов.
    Не исключено, что такие процессы проходили и в изучаемых нами селах, например в с. Преображенка, возможно живут потомки крестьян не только Симбирской губернии, но и Тамбовской, Курской, Воронежской и других губерний.
    В настоящем изложении сделана попытка выяснить лишь вопросы, связанные с образованием сел. А какова их дальнейшая судьба? Как проходило освобождение крестьян от крепостной зависимости? Как возникли фамилии бывших крепостных, ныне проживающих в селе Преображенке и других селах? Как образовывались семьи? Какова судьба помещиков Крашенниковых, Ерлыковых, Быковых, Репьевых, Мансуровых? Как и где строились храмы? Какова история храма в с. Преображенка? Были ли храмы в с. Покровка, с. Александровка? Какова была система наделения землей крестьян в пореформенный период (после 1861 г.)? Как отразилась в селах столыпинская земельная реформа? Как проходило раскулачивание зажиточных крестьян и образование колхозов? Как и почему распался колхоз «Правда»? Почему нет с. Александровка? Почему исчезает с. Покровка? Какие процессы происходят в с. Преображенка, Утеево, Ибряево?
    Эти и другие вопросы могли бы стать предметом исследования и обсуждения учениками на факультативных занятиях по истории родного края.


    Выписка из метрической книги Преображенского православного храма село Преображенка ныне Красногвардейского района Оренбургской области.


    Январь 1842года


    Венчание


    Жених: Горшенин Иван Петрович- солдат, отпускник.

    Невеста: Воронова Евдокия Максимовна- крестьянская дочь.

    Священник: - Николай Покровский.

    Дьякон: - Михаил Словохотов.

    Пономарь: - Яков Дмитриевский.

    Поручители жениха: - Иван Кулаков, Иван Тиунов.

    Поручители невесты: - Иван Садовников, Кузьма Кувшинов.


    Февраль 1842 года.

    Крещение


    Агафья Кулакова



    Источник: http://forum.vgd.ru/15/6794/?IB2XPnewforum_=3599719cdc66117b3cfd7850c1032d9c
    Категория: История района. | Добавил: admin (2011.Сен.05)
    Просмотров: 6093 | Теги: Малая родина | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Форма входа
    Музыка сайта
    Онлайн
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
    Поиск
    Категории раздела
    Разное [2]
    Мои статьи [0]
    История района. [5]
    История сёл. История района в целом. Всё что связано с районом.
    История Оренбуржья [7]
    История России [0]
    Конструктор сайтов - uCoz