Вторник, 2018.Авг.21, 09:03
      Info
Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
 
Погода
Яндекс.Погода
Реклама
Новости форума
  • Шиномонтаж. (3)
  • Книга жалоб и пожеланий. (2)
  • Ремонт автомобилей. (0)
  • тeги
    сказки Малая родина Бузулук зароботок Игрун Игры Живые дороги Урала Маленькая Германия Вознесенка История края Краеведение. Немецкая свадьба в Оренбуржье Казаки Оренбуржья. Оренбургские башкиры Ибряево. Объекты историко-культурного назнач учимся читать быстро
    Поделись с другом
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Оренбуржья

    История Края.

                   Введение

     История Оренбуржья богата событиями и насчитывает почти триста лет. Оренбургская область неотъемлемая часть России. История Оренбургской области - часть истории нашей великой страны. Оренбургский край - это, прежде всего населяющие его люди. Исторически Россия складывалась как многонациональное государство, где бок о бок жили народы различавшиеся языками, традициями и верованиями. Не всегда согласие давалось легко и чтобы не повторять ошибок в будущем нужно хорошо знать своё прошлое.

    Многие Оренбуржцы внесли заметный вклад в историю нашей Родины. Современные Оренбуржцы знают и гордятся своими земляками помня их подвиги.

    Оренбургский край воспет в книгах многих писателей и поэтов. Да и сама Оренбургская земля дала не мало талантливых литераторов.

     

              Города эпохи бронзы

     Охотники за мамонтами. Самые ранние следы обитания человека в нашем крае относятся к ледниковой эпохе, древнекаменному веку. Это было 30–15 тысяч лет назад. Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны от ледника. В степях обитали огромные мамонты, сибирские шерстистые носороги, первобытные быки, дикие лошади, северные олени, медведи, волки и другие животные. Их кости часто находят в обрывистых берегах рек, особенно после весенних разливов, при различных земляных работах.

    Первые люди пришли в наш край из более южных широт, вероятно, из пределов Южного Казахстана и Средней Азии, постоянно продвигаясь к северу в поисках новых охотничьих угодий. Это были люди современного физического типа. Они жили матриархальными общинами, в которых главой рода считалась женщина. Их главным хозяйственным занятием являлась охота на мамонтов, носорогов, северных оленей и других крупных животных. Охотники были вооружены копьями с каменными наконечниками, костяными гарпунами, кремневыми ножами, костяными и каменными кинжалами, деревянными палицами. Люди уже умели добывать огонь, одевались в звериные шкуры, жили в землянках, пещерах.

    Древнейшие орудия труда палеолитического облика, найденные в Оренбургской области. Внизу — каменное орудие в виде ножа (найдено в верховьях реки Сухой Губерли близ села Новониколаевки), вверху — обломок костяного гарпуна (найден на правом берегу реки Ток ниже села Нижне Яиково). Хранятся в областном краеведческом музее.                              

    Каменные орудия (топоры, топоры-тесла, молоток, наконечники стрел). Найдены на территории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом музее.

    Следы стоянок древних охотников обнаружены в районе нынешнего с. Идельбаево (около г. Медногорска) и в ряде других мест Южного Урала. Особенно интересный памятник того времени — знаменитая Капова пещера на р. Белой в Башкирии. На стенах сохранились изображения животных ледникового времени, выполненные красках руками древних художников.

    Прошли тысячи лет. Потеплел климат. Исчезли мамонты и шерстистые носороги. Ушли в далекую тундру северные олени. Образовался близкий к современному растительный и животный мир степи. Люди научились шлифовать, сверлить и пилить камень, усовершенствовали каменный топор, изобрели лук и стрелы. В общинах стали изготовлять глиняную посуду. Делать лодки-долбленки, строить плоты, из диких волокнистых трав прясть нитки, вязать сети, ткать грубый материал для одежды. Появилось первое домашнее животное — собака, становясь верным другом и помощником человека. Наступил новый этап в жизни человеческого общества  ново-каменный век.

    В 4–3 тысячелетиях до нашей эры матриархальные родовые общины жили в южно-уральских степях вдоль рек и озер. Главным занятием их были рыбная ловля и охота. Следы их стоянок обнаружены по берегам р. Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени XIX партсъезда (Светлинский район), на р. Киембай (Домбаровский район), около устья р. Ток (Бузулукский район) и в других местах.

    Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Во второй половине 3 тысячелетия до нашей эры древние рыболовы и охотники южно уральских степей перешли к скотоводству, примитивному земледелию, добыче медной руды и изготовлению первых металлических орудий, сначала медных, а затем и бронзовых. Изменилось общественное устройство: главой рода стал мужчина. Во 2 тысячелетии до нашей эры бронзовые орудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход населения нашего края. Наступил бронзовый век.

    Древние скотоводы, земледельцы и металлурги степей жили оседлыми поселениями. Каменными мотыгами они обрабатывали мягкие заливные участки земли вдоль рек, сеяли пшеницу, жали медными и бронзовыми серпами, зерна растирали на каменных терках, разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, добывали и плавили медную руду, отливали бронзовые орудия — топоры, кинжалы, серпы и т.д.

    Свидетельства жизни и деятельности людей того времени обнаружены в ряде мест нашей области. Следы их поселений открыты по берегам р. Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени М. Горького (Новоорский район), на р. Чебеньке у с. Гавриловки (Саракташский район), у с. Колтубанки (Бузулукский район) и т.д. Следы добычи медной руды открытым способом обнаружены и у с. Еленовки (Домбаровский район), между речками Средней и Верхней Каргалками (Сакмарский район). Много погребений изучено археологами в Домбаровском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.

    Орудия труда бронзового века: медные серпы, медный топор, бронзовое копье. Найдены на территории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом музее.

    Вход в древнюю шахту для добычи медной руды в урочище Родниковские шишки на левом берегу реки Бердянки, в семи километрах выше села Благословенки.

    Медные слитки — результат плавки медной руды древними рудокопами и металлургами. Найдены в 1952 году у города Соль-Илецка при строительных работах. Хранятся в областном краеведческом музее.

     Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины

    Появление железных орудий. В VIII–VII вв. до нашей эры древние жители южно-уральских степей освоили плавку железной руды и начали изготовлять железные орудия труда и оружие. Каменные орудия были полностью вытеснены железными. Медь и бронза применялись для изготовления наконечников стрел, различных предметов быта и украшений.

    Железные орудия сделали труд человека намного производительнее, чем раньше. Употребление их совершило настоящую революцию в технике, оказало огромное влияние на дальнейшую историю человеческого общества. С появлением железных орудий заканчивается бронзовый век и начинается ранний железный век.

    Одновременно с появлением железных орудий древние оседлые скотоводы и земледельцы перешли к новому типу хозяйства — к кочевому скотоводству. Этот переход обусловливался дальнейшим ростом поголовья скота в общине и наличием благоприятных природных условий для его выращивания — бескрайних степных пастбищ.

    Савроматы и сарматы. В 1 тысячелетии до нашей эры на территории нашей Родины произошли важные события. В Закавказье и Средней Азии образовались первые рабовладельческие государства — Урарту и Хорезм. В Причерноморье греки основали свои города-государства — Пантикапей, Оливью, Херсонес и другие. В тот период в причерноморских степях жили скифские племена, а в степях Южного Казахстана и средней Азии кочевали скотоводы саки и массагеты. Обширные южноуральские и прикаспийские степи населяли кочевники-скотоводы — потомки оседлых племен бронзового века. Древнегреческие историки (Геродот и другие) называли их савроматами (древнее название) и сарматами (более позднее название).

    Савроматы являлись восточными соседями скифов. Территория, которую занимали савроматы, начиналась у Дона и уходила далеко на восток. Южноуральские степи были ее частью. Здесь они кочевали свыше тысячи лет, с VII в. до нашей эры и по IV в. нашей эры. Савромато-сарматские племена были родственны скифам, говорили на языке, близком к их языку.

    Главным хозяйственным занятием савромато-сарматских племен являлось кочевое скотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот, сеяли просо, плавили железную руду, владели кузнечным ремеслом, знали литейное дело. Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на повозках. Питались они мясом домашних и диких животных, кумысом и куртом (сушеным творогом).

    Чаша Атромитра

    Савромато-сарматские племена отличались воинственностью. Мужчины были вооружены железными мечами, кинжалами, копьями или дротиками, луками со стрелами. Женщины также владели оружием и в случае необходимости вступали в бой.

    Родовые общины объединялись в племена и племенные союзы. Во главе родов и племен стояли вожди, которые выделялись среди рядовых общинников своим богатством. В хозяйстве вождя применялся труд военнопленных — рабов и обедневших общинников. Росло имущественное неравенство, шел процесс образования частей собственности. Родовая община переживала последнюю ступень своего развития.

    Сарматские племена общались с соседними племенами, а через посредство их с греческими городами-государствами Причерноморья, со Средней Азией, с Ираном и Египтом. Об этом рассказывают найденные в курганах вещи. В 1911 г. в кургане у с. Прохоровки (Шарлыкский район) крестьяне нашли две серебреные чаши работы древнеиранских мастеров конца IV — начала III в. до нашей эры. На одной из них выгравирована древняя надпись, означающая в переводе «чаша Атромитра» (Атромитр — собственное древнеиранское имя). В 1971 г. в Новокумакском могильнике у города Орска нашли египетский алебастровый сосуд V в. до нашей эры. На сосуде — четыре надписи: одна сделана египетскими иероглифами и три — клинописью (на древнеиранском, эламском и аккадском языках). Все надписи означают одно и то же: «Артаксеркс, фараон великий». Артаксеркс древнеперсидский царь. Он правил в 465–425 гг. до нашей эры.

     

    Племенные союзы и государственные образования степных кочевников в IV–XIII вв

     Гуннский племенной союз. Авары. Около II в. нашей эры восточными соседями сарматского племени алан, жившего в южноуральских степях, становятся гуннские племена. Они пришли из Северного Китая и Монголии. В середине IV в. эти племена начали двигаться на запад через южноуральские и прикаспийские степи, увлекая с собой сарматские и другие племена Западной Сибири, Казахстана и Южного Урала. Гунны с огнем и мечом прошли южнорусские степи и появились в бассейне Дуная.

    В начале VI в. через южноуральские и прикаспийские степи прошла новая волна кочевников из Азии — аваров. В русской летописи они именуются обрами.

    Западнотюркский каганат. В VI в. степное кочевое население Казахстана и Южного Урала вошло в состав Западнотюркского каганата — обширного государства кочевых племен с центром на Алтае. Влияние каганата распространялось далеко на запад, вплоть до степей Северного Кавказа. В период существования каганата древнее население южноуральских степей все более и более пополнялось тюркоязычными племенами, выходцами из азиатских степей.

    Хазарский каганат и государство Волжская Болгария. В VII в., после распада Западнотюркского государства, в низовьях р. Волги возникло государство хазар — Хазарский каганат, а на Средней Волге, главным образом в пределах нынешней Татарской АССР, государство болгар — Волжская Болгария. Северо-западная часть нынешней Оренбургской области была его юго-восточной окраиной. Туда через южноуральские и прикаспийские степи шли караванные дороги из Средней Азии и Ирана.

    Племенные союзы поздних кочевников.

    Во время существования древнерусского государства с центром в городе Киеве и в период феодальной раздробленности нашей страны в южноуральских и прикаспийских степях жили племена кочевников-скотоводов, объединенные в племенные союзы. Их обычно называют поздними кочевниками. Это были древние венгерские племена, печенеги, гузы и кипчаки. Племенные союзы последовательно двигались на запад в южнорусские степи, а затем в пределы современной Венгрии. Во второй половине IX в. на запад продвинулись печенеги. Вслед за ними около середины XI в. двигались гузы и кипчаки (в русских летописях первые именуются торками, последние — половцами). Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали на население Киевской Руси. Русские дружины вели с ними длительную и упорную борьбу, которая нашла отражение в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».

    В среде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались также древние башкирские племена.

    Следами пребывания поздних кочевников в южноуральских степях являются их могилы. Как и ранние кочевники, они верили в загробную жизнь и потому клали в могилу оружие, различные вещи, часто любимого коня. Погребения поздних кочевников обнаружены у села Нежинки (Оренбургский район), вблизи г. Соль-Илецка, у поселка Новый Кумак (Новоорский район) и в других местах. В погребениях найдены остатки одежды и кожаной обуви, оружие (железные сабли, ножи, луки и стрелы, берестяные колчаны), украшения (сережки, бусы, браслеты, бронзовые зеркала). У кипчаков (половцев) существовал обычай ставить на могилах высеченные из камня фигуры человека. Археологи называют их «каменными бабами». Одна из них найдена у с. Петропавловки (Новосергиевский район).

     

    Русские на Яике

     Появление русских в заволжских степях стало возможным лишь со второй половины XVI в., когда после завоевания Казанского ханства войсками Ивана IV были устранены преграды продвижению на восток. В состав России добровольно вошла Башкирия и признала подданство Ногайская орда. Важное значение для включения Заволжья и Приуралья в состав Российского государства имело строительство городов и укреплений, сооружение оборонительных линий, заселение их русским служилым и земледельческим населением. По инициативе царских властей в 1574 г. была основана Уфа, в XVII в. сооружена Закамская укрепленная линия с целой цепью городов и крепостей.

    Эта колонизация, проводившаяся по инициативе и на средства государства, дополнилась колонизацией вольнонародной, когда на восток, в Заволжье в поисках свободы от феодального угнетения устремлялись всевозможные беглые люди, пополнявшие ряды формирующегося на Яике вольного казачества и населения новопостроенных крепостей.

    Первые казачьи городки и их первопоселенцы на берегах Яика появились в 1586 г., когда в связи с закладкой города Самары ватаги вольных волжских казаков, укрывавшихся в Жигулевских горах на Самарской луке, вынуждены были искать себе новое пристанище в необжитых местах, подальше от царских воевод. Их выбор пал на реку Яик, богатую прекрасной рыбой, дичью, пастбищами и сенокосными угодьями. Привольные берега этой реки были тогда безлюдны. Весной этого года отряд волжских казаков численностью от 500 до 700 человек на речных судах, а некоторые сушей на конях двинулся вверх - по реке Самаре. Дойдя почти до ее истоков, казаки переволокли свои струги в протекавшую неподалеку речку Камыш-Самару, правый приток Яика, и по ней вышли на славную реку в надежде найти здесь себе новое пристанище. Проплыв вниз по Яику несколько десятков верст, они остановились на большом лесистом острове, образованном двумя рукавами реки, и решили закрепиться в этом достаточно безопасном месте. Оттуда открывались пути вниз и вверх по Яику, а по впадающему здесь Илеку — в глубь заяицкой степи.

    О том, что казаки закрепились здесь и построили казачий городок, свидетельствует составленная в конце XVI в. первая русская карта страны «Большой чертеж», дошедшая до нас лишь в описании. В ней отмечено, что на Яике, у устья Илека находится остров Кош-Яик, а на нем Казачий городок. Кош-Яик в переводе с тюркского — двойной Яик, разделенный на два рукава, между которыми и лежал указанный остров.

    В этом же году казаки совершили набег на ногайские улусы и вернулись с богатой добычей, захватив около 300 пленных, 3 тысячи голов скота, 15 панцирей. В числе пленников оказалась и сестра князя Уруса. В ответ ногайцы подступили к казачьему городку, стремясь разгромить его. Но все их приступы были отбиты.

    На Яике тогда было заложено еще два казачьих городка. История сохранила имена некоторых казаков-первопоселенцев на Яике: атаманы Матюша (Матвей) Мещеряк, Ермак Петров, Артюха Болдырев, Никита Ус, Богдан Барабаш, Иванко Дуда, Нечай Шацкий, Якуня Павлов, Первуша Зезя, Янбулат Ченбулатов. Как видим, преобладали славянские — русские и украинские — имена, прозвища и фамилии.

    Поселение казаков на Яике имело важное последствие. Вслед за ними на восток и юго-восток устремляются массы переселенцев, в основном русских, что ведет к заселению края и включению его в состав Российского государства.

    Отдельные казачьи отряды и городки постепенно объединяются в единое Яицкое войско с центром в Яицком городке (ныне город Уральск), основанном в 1613 г. Казачий же городок Кош-Яик в 1614 г. был оставлен казаками. Лишь в 1737 г. в этом районе возникло новое поселение — Илекский городок, вошедший в состав Оренбургской укрепленной пограничной линии (ныне село Илек — центр одноименного района Оренбургской области).

    Длительный исторический путь, пройденный нашим краем за последние четыре тысячи лет, свидетельствует о том, что обширные степные пространства Приуралья с глубокой древности были освоены и обжиты человеком, что здесь формировались и веками существовали, сменяя друг друга, самобытные и разнообразные культуры народов древности и средневековья.


    Библиографический список.                     1. Ю.С. Зобов, Л.И. Футорянский Родной истории страницы – Оренбург 1994

    2. П.И. Сучков История родного края – Южно-Уральское книжное издательство,1988.

    3. Н.П. Семыкин История родного края – 1976 год.

    4. С.А. Попов История родного края.

    5. А.Н.Шестаков История родного края – Самара. 2000

    Категория: История Оренбуржья | Добавил: admin (2012.Фев.21)
    Просмотров: 8306 | Теги: История края | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018
    Форма входа
    Музыка сайта
    Онлайн
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
    Поиск
    Категории раздела
    Разное [2]
    Мои статьи [0]
    История района. [5]
    История сёл. История района в целом. Всё что связано с районом.
    История Оренбуржья [7]
    История России [0]
    Конструктор сайтов - uCoz